ОПИСАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ
ОЖИДАНИЙ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ
Главная - Маркетинговые услуги - Исследование потребителей - Описание потребительских ожиданий и предпочтений
-
Потребительские ожидания
Данные исследования актуальны для предприятий, которые желают выйти на новый рынок, повысить объем существующих продаж.
Исследуя поведение потребителя, важно оценить, насколько разрабатываемые и производимые товары соответствуют их потребностям, вкусам, желаниям и привычкам. В процессе исследования товара изучаются его достоинства и недостатки в сравнении с товарами-аналогами.
Для выяснения общего отношения потребителей к товару обычно используют систему оценок по семибалльной шкале Озгуда (1 балл — замечательный товар, 7 баллов — никуда не годный). Полученные от потребителей ответы суммируются, и выводится средняя оценка. Чем ближе средняя оценка к единице, тем лучше общее отношение к данному товару.
Заслуживает внимания система оценок Стейпеля, в которой оценки колеблются от —5 до +5 баллов. Существуют и другие способы изучения товара, например рыночные тесты при пробном маркетинге на этапе разработки нового товара или балльная оценка для определения продукции, которая подлежит снятию с производства.
Схема изучения товара во многом зависит от конкретных условий. Однако можно выделить следующие основные направления изучения товара:
-
оценка общего отношения потребителей;
-
оценка качественных характеристик товара потребителями;
-
оценка потребителями конкурентоспособности товара;
-
изучение и прогнозирование жизненного цикла;
-
оценка необходимости модернизации товара или выпуска новых товаров в соответствии с изменившимися потребностями покупателей;
-
изучение особенностей применения товара;
-
особенности упаковки товара;
-
позиционирование товара, его роль и место среди других товаров.
Таким образом, оценка товара потребителями всегда осуществляется как комплексный процесс, проводимый фирмой с учетом требований экономики, психологии, эстетики, этики, эргономики и научно-технического прогресса.